«Альтернативные методы коммуникации с особым ребенком

дошкольного возраста»

 

Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению.

Существует несколько групп детей, которые используют альтернативную коммуникацию как средство общения.

1 группа — дети достаточно хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально. Это могут  быть нарушения артикуляционного аппарата, двигательные нарушения, невозможность определять фонематическое качество речи, проблемы со слухом.

2 группа – дети, испытывающие трудности в овладении языком. Скорее всего, они научатся говорить, но в настоящий момент их языковое развитие замедлено (например, дети с умственными ограничениями, моторной алалией) Они фрагментарно пользуются устной речью. Такие дети могут общаться только со знакомым ближайшим окружением и касаются известных, предпочитаемых тем. В иных ситуациях, для общения на малоизвестные темы с чужими, малознакомыми людьми необходима дополнительная коммуникация как поддержка устной речи

Группа 3– объединяет детей, для которых устная речь как средство коммуникации слишком сложна (например, при тяжелых множественных нарушениях) и которые постоянно или в течение длительного времени нуждаются в подходящей для них альтернативе. Сюда также входят люди с нарушением слуха, аутизмом. Таких детей следует обучать как пониманию речи, так и способности общаться.

Виды альтернативной коммуникации о которых мы бы хотели поговорить более подробно:

  • Жестовый язык (для детей от 3х лет)
  • Пиктограммы (для детей от 3х лет)
  • Коммуникативные книги (для детей от 2х лет)
  • Блисс-система (для детей от 4х лет)
  • Коммуникационные устройства с синтезатором речи  (для детей от 1,5 лет)
  • Система PECS — коммуникационная система обмена картинками (для детей от 3х лет)

Нам хотелось бы немного остановиться на каждом из видов коммуникации, для того, чтобы родители выбрали тот метод, или комбинацию методов, который бы подошел именно им.

Жестовая коммуникация

Жесты – это знаки, которые выполняются кистью рук и пальцами, их также называют мануальными знаками. В большинстве стран существует два типа мануальных знаков. К первому типу относятся жестовые языки, используемые в среде глухих людей. Их часто называют по имени страны, например, норвежский жестовый язык (НЖЯ), американский жестовый язык (АЖЯ), русский жестовый язык. Жестовые языки первичны, т.е. они не произведены от устного языка. Они имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов (синтаксис) отличаются от устного языка.

 

Другой тип мануальных знаков называется жестовыми системами. Они вторичны, сконструированы так, чтобы передавать речь слово в слово, и правила склонения в них те же, что в национальном устном языке. Как правило, жестовые системы изобретают учителя глухих детей, чтобы иметь средство представления устного языка с помощью жестов.

Блисс-символы

Система Блисс-символов представляет собой разновидность логографической или идеографической письменности, т.е. письменности, не основанной на буквах. Система символов Блисс состоит из около 120 основных символов, или радикалов. Их можно комбинировать, чтобы образовывать слова или значения, для которых нет основных символов

Блисс-символы построены как система аналогий. Комбинация Блисс-символов состоит из семантических элементов, которые комбинируются и понимаются по аналогии. Например, Блисс-символ СЛОН обычно состоит из ЖИВОТНОЕ+ДЛИННЫЙ+НОС; ДОМ – это ЗДАНИЕ+ЧУВСТВО; ТУАЛЕТ – СТУЛ+ВОДА, СЧАСТЛИВЫЙ – ЧУВСТВО+ВВЕРХ. Блисс-символы различаются между собой степенью прозрачности, т.е. тем, насколько легко ассоциировать графическое представление с определённым значением.

Блисс– система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом. Их называют пиктографическими, или изобразительными, например

Посредством объединения базовых символов друг с другом образуются новые понятия.

 

 

 

 

 

С помощью грамматических знаков, так называемых индикаторов, можно преобразовать имя существительное в глагол, например

Пиктограммы

Эта система впервые стала применяться вместо Блисс-символов для людей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, образующие силуэт на фоне.

 

 

Пиктографические системы создаются с учетом лингвистических систем и среды проживания людей. При этом учитывается не только географическая среда, но даже населенный пункт – мегаполис, небольшой город или село.

 

Пример рабочей тетради для занятия с детьми:

Коммуникативные таблицы

По мере накопления графические символы помещаются в коммуникативные таблицы, папки и книги, позволяющие общаться на различные темы.

Коммуникативные таблицы состоят из твердого ламинированного картона, на котором наклеены фотографии, картинные символы, буквы и/или слова. Эти таблицы легкие, портативные, их можно разместить на столе, складные можно брать с собой, располагать в доступной близости к пользователю или класть, например, в карман рюкзака.

Альтернативная система обучения коммуникации «PECS»

«PECS» (Picture Exchange Communication System) – коммуникативная система обмена картинками, разработанная в конце 80-х гг. вСША Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом. Со временем применение системы «PECS» распространилось на детей и взрослых с различными расстройствами.

Сюда входят в том числе люди:

— с нарушениями развития и множественными нарушениями;

— церебральным параличом;- слепотой;

-глухотой.

Преимущество системы «PECS» в том, что коммуникацию можно осваивать шаг за шагом. Иногда выбор между несколькими вещами может оказаться таким же сложным, как и коммуникация с людьми. Это часто свойственно людям с аутизмом. Они выражают попытки общения с помощью не координированных и многочисленных движений и применяют систему «PECS» для того, чтобы сделать свою коммуникацию понятной.

  1. «РЕСS» – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
  2. С помощью «РЕСS» можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
  3. С помощью «РЕСS» общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Недостатки использования системы « PECS» Так как «PECS» является коммуникативной системой обмена картинками, то недостатки использования данного метода будут связаны с основными проблемами использования картинок в поддерживающей коммуникации, а именно:

— ограниченное понимание картинок для людей с интеллектуальными нарушениями;

— смешивание, не различение содержания картинки с её функцией обозначения слова (значения, определяемого сопровождающим толкованием).

 

В настоящее время существует большое количество программ альтернативной коммуникации, доступных для скачивания и установки на компьютеры, телефоны и планшеты. Они очень удобны в использовании, их можно всегда взять с собой.

Пример: приложение «Пойми меня»

Кроме того существуют готовые электронные устройства, адаптированные для работы с детьми.

Одно из таких часто используемых устройств – коммуникатор «GoTalk»

 

И коммуникатор «Дар»

 

 

Существует еще много методов и программ о которых мы не упомянули, помогающих выстроить коммуникацию. Выбор средств полностью зависит от каждого конкретного случая, возможностей и потребностей ребенка. Если перед родителем стоит вопрос, как наладить эффективную коммуникацию, то очень важно проконсультироваться со специалистами, которые помогут сделать правильный выбор, с учетом развития и возраста ребенка.

 

Источники:

  1. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологиисопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А.Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. –Пермь. 2018. –160с.–ISBN978-5-85218-944-8
  2. Д. Палмер, Л. Палмер. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.