Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекции нарушений речи, крупной и мелкой моторики.
Одним из эффективных методов развития речи, развития крупных движений и мелкой моторики является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка.
Мозжечок - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены речь, а также психическое и интеллектуальное развитие. Многие исследователи считают, что мозжечок - это «ключ» к обучению.
Симптомы мозжечковой недостаточности:
- ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;
- ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
- ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;
-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.
Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.
1.Проблемы с речью:
- непроговаривание слов, перестановка слогов;
- логоневроз (обычное заикание);
- дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается с дисграфией – нарушением письма;
- нарушениях аутистического спектра.
- Особенности моторики:
- угловатые, неплавные движения;
- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;
- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;
- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.
- Психоэмоциональные особенности:
- быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;
- невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
- Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.
- Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
Стимуляция мозжечка приводит к активизации других зон головного мозга. По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие. Регулярные упражнения на равновесие способствуют созданию и укреплению необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых вызывает различные трудности у детей.
Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект других занятий: с психологами, логопедами, дефектологами.
Организация работы по стимуляции мозжечка.
Занятия проводятся с детьми в возрасте 3 лет и старше.
Для упражнений применяют специальные приспособления - балансиры, использование которых требует от ребенка концентрации внимания, удержания равновесия и выполнения несложных задач.
Одним из эффективных и доступных средств стимуляции является балансировочная доска Бильгоу – упражнения на ней улучшают равновесие, координацию, ловкость. К балансировочной доске прилагается дополнительное оборудование: мешочки, планка, напольная мишень, кегли, банки, стаканчики, набор разных мячей.
В основе коррекционной работы – система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа в зависимости от возраста и особенностей.
Процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих правил
1) не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наибо лее подходящее ребенку время;
2) не проводим занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:
- голоден, (лучше организовать занятия через 1-1,5после еды);
- во время болезни;
- в состоянии раздражения или усталости .
Все упражнения на доске Бильгоу выполняются в следующей последовательности:
- Освоение балансировочной доски.
- Комплекс упражнений с сенсорными мешочками.
- Комплекс упражнений с мячиком –маятником.
- Комплекс упражнений с цветной планкой.
- Комплекс упражнений доской с цифрами.
- Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками.
Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать следующие упражнения:
- прыжки на батуте, фитнес мячах;
- катание на качалках;
- вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя);
- удержание равновесия на балансировочных подушках;
- удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе;
- прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
- прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
- прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и другие.