Skip to content
Рекомендации для педагогов по работе с детьми с аутизмом (РДА)
На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда
даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое.
Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом.
Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений.
Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.
Одежда педагога должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.
На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от педагога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения.
Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться. Например, если ребенку нравится рвать и
мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания.
Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий.
Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.
Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.
Если после установления контакта специалист прервет коррекционную работу, то ребенок может снова ―закрыться‖, ―уйти‖ в свой мир. Неизбежно и появление у него новых страхов, углубление его аутизма.
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ММД
(минимальная мозговая дисфункция)
1.Интенсивный темп занятия может приводить к ухудшению общего соматического состояния детей, замедлять процесс физиологической нормализации работы мозга, усиливать его дезорганизацию. Необходимо избегать переутомления детей в течение всего учебного дня.
2.Лучше, чтобы эти дети вообще как можно меньше писали. Удобно использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых нужно только проставить, или обвести, или дорисовать ответ. Ребенку можно предложить выбрать карточку с ответом из висящих рядом с доской кармашков.
3.Мелкую моторику, необходимую для выработки хорошего почерка, развивать раскрашиванием по методу Монтессори. А проблем с прописыванием букв бывает значительно меньше, если к нему дети приступают после тренировочной работы с раскрасками.
4.Обучение чтению должно значительно опережать обучение письму и проводиться с визуальной опорой на буквы или, еще лучше, целые слова.
5.Использовать системность подачи информации, которая создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не
должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.
6.Необходимо показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил.
7.Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-З минуты), быстрыми, каждый раз частично обновляться, чтобы не ослабевал интерес.
8.В конце ―работы‖ надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых.
9.При объяснении любого задания надо давать детям точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Следует использовать короткие, четко построенные фразы. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках. Не надо заставлять их самих вычерчивать или рисовать алгоритм, лучше ―проиграть‖ его с детьми.
10.Обстановка на занятиях должна быт свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины, исключительно сложны для ребенка с ММД. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают.
11.Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.
12.При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей. Для детей с ММД не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Не использовать сильные отрицательные эмоции в обучении детей с ММД, которые снижают способность к обучению.
13.Монотонная неинтересная работа утомляет детей с ММД. У детей с ММД часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип
задания.

Как нас найти

Посмотреть на карте Барнаула

МАДОУ «Детский сад № 261 «Истоки» © 2020

Адрес: 656011, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Червонная, 8;

Телефон: 36-03-90, 65-50-24 факс: 65-50-24

е-mail: madou.istoki2011@yandex.ru

    ___________

    Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных

    Сайт создан ООО «РОБО-АРТ» тел. 56-03-80

    Яндекс.Метрика