Идея раннего (от года и даже раньше) развития сейчас очень популярна Некоторые мамы, желая похвастаться успехами и высоким уровнем развития своего чада, говорят о знании букв, цифр, английских слов и т.д. Но ведь обучение и развитие – это два разных понятия, и в столь нежном возрасте для малыша гораздо важнее именно развитие, которое будет соответствовать его интересам и потребностям.
Давайте сначала определимся, что называют. ранним развитием?
Ранним развитием называют естественное развитие ребёнка от одного года до трёх лет. В этот период главным является развитие движения и речи. То есть ребёнок совершенствует навыки ходьбы, учится бегать и прыгать, брать мелкие предметы, манипулировать ими.
Многие родители часто путают раннее развитие с ранним обучением. Раннее обучение — направленные действия для запоминания ребёнком какой-то информации (букв, цифр и т. п.), обучения чтению, счёту.
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами, стремительно развиваются восприятие, внимание, память, мышление, но главной, доминирующей функцией возраста является восприятие. Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием – узнаванием. Например, ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их.
Развитие внимания происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно. Фокус в том, что нам, ВЗРОСЛЫМ, НУЖНО ПОЗВОЛИТЬ ребенку рассматривать (исследовать) не только то, что находится вокруг него (что мы заботливо предоставили ребенку), но и то, что ребенок может самостоятельно достать из шкафа, со стола… в этот момент взрослый может заострить внимание ребенка на деталях предмета: «Какой красивый, … тяжелый – ухх». Мышление ребенка развивается в результате манипуляции различных предметов и приобретает интенсивность с развитием речи. С самого рождения дети склонны исследовать окружающий их мир, они любопытны и настойчивы. Все вокруг совершенно новое и интересное, детей ждет целый мир, и родителям не следует вставать у них на пути. Все, что вам нужно делать, — это обеспечить ребенку полную безопасность. При этом не следует слишком оберегать ребенка, дайте ему простор для исследования, для ошибок и небольших ушибов.
Существует множество возможностей для открытия нового – например, пойте ребенку, читайте ребенку, прогуляйтесь с ребенком по улице: смотри, вот дерево, вот собачка, вот машина, вот дом.
Чтобы восприятие и речь совершенствовалось ребенку нужно предоставить насыщенную игровыми стимулами среду. Родители в этой среде выступают главными сказочниками, режиссерами, фокусниками. Но вот что является главным, — умеете ли вы играть? Как – это быть сказочниками, режиссерами, фокусниками…
На что ориентироваться для правильного раннего развития?
Примите пять простых советов, которые мы сформулировали вслед за, мудрым режиссером документального кино Карлотой Нельсон, опираясь на основные закономерности развития детей раннего возраста.
1. Поддерживайте и поощряйте лепет ребёнка и относитесь к нему как к настоящей беседе
Звуки, которые издают младенцы, и их жесты является их единственной формой общения. Поддерживайте и поощряйте детский лепет как настоящую беседу. Реагируйте на звуки, сигналы и действия ребёнка, и взаимодействуйте с ним в течение всего дня. Слова, которые ребёнок слышит от взрослого, и главным образом их количество, будут определять объём его словарного запаса в этом возрасте, а позже окажут влияние на развитие у него навыков чтения. Относитесь серьёзно к детскому лепету и поощряйте его.
2. Читайте ребёнку в целях развития его речи
Детки уже в трёхмесячном возрасте могут различать каждый звук, используемый в языках мира. Каждый раз, когда вы читаете вслух своему ребёнку, вы, тем самым, развиваете его речь и языковые навыки. Во время чтения, показывая картинки в книге, задавайте вопросы по рассказу и его персонажам. Простые вопросы, такие как «во что они одеты?» и «сколько их?» помогут развитию речи и языковых навыков ребёнка. Чтение маленьким детям не только поможет им узнать новые слова и запомнить их, но и привьёт им любовь к чтению книг. Помните, лидерами становятся те, кто в своё время много читал и читает, так почему бы не начать как можно раньше этот процесс?
3. Находите образовательные моменты в повседневных действиях
Для маленьких детей любое из повседневных действий со стороны взрослых — это обучение. Будь то купание, сортировка белья, приготовление пищи или выполнение поручений – все эти действия являются превосходными возможностями для обучения. Во время выполнения тех или иных действий произносите вслух то, что вы делаете для того, чтобы активизировать речевую деятельность ребёнка. Считайте и сортируйте белье для обучения математике, играйте с пищевыми ингредиентами и изучайте вслух строение и консистенцию различных предметов для развития научного мышления. Гримасничанье, демонстрирующее различные эмоции, является прекрасным способом развития у детей способности понимания эмоций.
4. Принимайте игру всерьёз
Маленькие дети ежедневно, ежеминутно делают открытия, открытия тех вещей, которые кажутся для нас обыденными. Играя, они приобретают жизненно важные навыки. Игра в различных персонажей позволяет им представить себя кем-то другим и научиться понимать чувства других. Когда они играют с другими людьми — учатся идти на компромисс и выполнять какое-либо действие, сохраняя очерёдность. Участие в воображаемой свободной игре, например, представляя себе, что игрушечный поезд может путешествовать в космическом пространстве, пробуждает у детей креативность и активизирует речевую деятельность. Во время таких игр маленькие дети учатся выражать свои идеи и мысли в устной форме. Когда маленькие дети представляют себе новые воображаемые миры, они учатся решать проблемы и находить новые возможности. То, что, кажется простой забавой, на самом деле является значимым действием. Относитесь к игре серьёзно, потому что игра — это важный процесс обучения.
5. Подавайте личный пример
Маленькие дети – это гениальные пародисты. Они зрительно подхватывают всё, что вы делаете. До того момента, когда они начнут говорить, они становятся экспертами в считывании информации с выражений лиц и определении отношений, не выраженных словами, и учатся их пародировать. Наблюдая за вашими жестами, за тем, как вы относитесь к другим, или как вы реагируете на различные ситуации и проблемы, маленькие дети запоминают это и, со временем, могут начать использовать в своей жизни подобные отношения, реакции и действия. Ваше поведение и отношение сформируют личность вашего ребёнка.
Практически используя эти пять, вышеприведенных, важных советов вы запускаете процессы раннего развития у вашего ребенка, а в помощь предлагаем перечень методик раннего развития и обучения.
.
Навигатор методик раннего развития и обучения
По мнению педагогов и психологов, современным родителям стоит знать основные методики развития детей, созданные педагогами разных стран. Из них всегда можно выбрать методику, подходящую семье по духу и потребностям, или вообще использовать в воспитании своего чада элементы и советы разных систем.
Методика Монтессори
Возраст: 0–12 лет
Девиз: «Помоги мне это сделать самому!»
Методика Марии Монтессори на протяжении долгих лет остается одной из самых популярных систем раннего развития.
Суть данного метода в предоставлении ребенку полной свободы в познании и развитии Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом. Без
внимания не оставляется даже положение в пространстве. Педагог помогает детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
Система Монтессори предполагает обучение детей в помещениях, условно разделенных на тематические зоны, которые можно организовать и в обычной квартире: сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
Методика Вячеслава Воскобовича
Возраст: 2–16 лет.
Девиз: «Развитие — в игре!».
В начале 90-х годов, когда бывшие советские граждане испытывали проблемы с приобретением качественных и недорогих игрушек для своих детей, инженер-физик Вячеслав Воскобович создал первую в стране систему развития мышления, основанную на развивающих играх.
Методика Воскобовича основана на игровой деятельности. … Упор делается на творческое развитие ребенка, причем, обязательно в процессе игровой деятельности.
Суть метода
— Играя учимся. В игровом процессе ребенок сразу получает несколько развивающих моментов одновременно: это счет и чтение, внимание и воображение, логика и память. Таким образом обеспечивая комплексное развитие.
— Автор за основу берет интересную сказку. Так, по его мнению, ребенок в игровой форме будет увлекательно и непринужденно получать обучающую информацию. Для каждой игры своя сказка, где есть свои герои, которым нужно помочь, выполняя те или иные задания и упражнения.
— Ребенок и взрослый, или позже, сам ребенок, может играть как по предложенному сценарию, так и уже развивать свои творческие способности и придумывать новых героев, новые сюжеты и новые загадки.
Все игры являются многофункциональными, в них можно играть много раз в различных комбинациях. В ходе игры дети с помощью родителей учатся читать и считать, логически мыслить, кроме того, развивается их воображение и фантазия.
К большинству игр прилагаются методические пособия, проиллюстрированные известными сказками, с помощью которых дети выполняют различные задания и отвечают на вопросы.
Методика Сесиль Лупан
Возраст: с рождения
Девиз: «Родители — главные учителя!»
Методика француженки Сесиль Лупан относится к системам суперраннего развития ребенка. Лупан не имеет никакого отношения к науке и педагогике и разработала свою методику в ходе воспитания собственных дочерей. Однако ее система неизменно находит последователей по всему миру уже не первый год. Главная роль в данной методике отдана родителям, они должны выступать для ребенка самыми важными педагогами и наставниками.
Малыш с рождения должен обучаться в строго игровой форме, без определенного графика и переутомления. Взрослым предлагается постоянно создавать для ребенка условия для новых открытий и развития любознательности. Система Лупан предполагает в том числе обязательное обучение малышей плаванию прямо с рождения, сразу после выхода мамы из роддома. Само раннее обучение строится на постоянной игре. Например, чтобы малыш запомнил буквы и цифры, Сесиль предлагает сочинять ему песенки и стихи на известные мотивы.
Главная задача обучения детей до года — стимулировать пять чувств малыша, на втором году ребенок уже учится складывать слова в предложения с помощью специальных карточек, начинает учить иностранный язык, изучает географические карты и пытается запомнить сложные слова из энциклопедий. А с 3–4 лет предполагается, что ребенок должен начать осваивать игру на каком-либо музыкальном инструменте и серьезный спорт из серии верховой езды. Вся методика Лупан уложена в таблицу, где подробно расписано, как и чем в разном возрасте нужно заниматься с ребенком. Масштаб умений, как правило, впечатляет даже самых требовательных мам.
Методика Гленна Домана
Возраст: 0–5 лет.
Девиз: «Тренируем мозг с рождения».
Данная методика уже давно пользуется большой популярностью у родителей, мечтающих растить гениев буквально с пеленок. При этом изначально система была создана американским врачом-физиотерапевтом для детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Спустя время выяснилось, что методика отлично работает и при обучении здоровых малышей. Гленн Доман считал, что мозг ребенка нужно активно тренировать с самого рождения, иначе уже к 5–6 годам детям будет сложно учиться и запоминать информацию. Дело в том, что в период активного роста до 2–6 лет мозг ребенка нацелен на познание, малышу еще не нужно иметь мотивацию для обучения.
В системе Домана ребенку предлагаются определенные нарисованные карточки со словами, точками (математика) и картинками (окружающий мир), благодаря которым малыши учатся запоминать слова, читать и считать. Рекомендуется буквально с рождения показывать ребенку картинки, громко и отчетливо называя их. Такие действия формируют даже у грудничка четкую связь между тем, что он слышит, видит и воспринимает в целом.
Помимо карточек система Домана также предполагает особое творческое и физическое развитие ребенка. Доман рекомендует как можно раньше приобщать детей к различным видам спорта: плавание, лыжи, коньки, бег и т.д. Считается, что если начать заниматься с ребенком по данной системе с первого месяца жизни, к одному году он уже будет обладать значительным словарным запасом, а впоследствии сможет быстро читать и считать и легко запоминать большой объем информации.
Методика Никитиных
Возраст: 0–16 лет.
Девиз: «Мама, папа, я — спортивная семья».
Борис и Елена Никитины — педагоги-новаторы и родители семерых детей. На собственном опыте они создали уникальную систему раннего развития малышей.
Суть методики заключается в полной свободе действий ребенка. Нет никаких системных занятий и прочих ограничений. Дети могут заниматься сколько хотят, в то время, когда им удобно, сочетая спортивные и интеллектуальные занятия. Методика предполагает закаливание малыша с раннего возраста, детей нужно одевать в легкую одежду, они должны как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Спорт в этой методике выходит на первое место, с раннего детства малыши учатся пользоваться различными спортивными снарядами, которые становятся для них такой же неотъемлемой частью интерьера, как мебель.
Центром системы выступают родители, которые на собственном примере приучают детей к здоровому образу жизни, закаливанию и тренировкам. Задача взрослых — как можно больше общаться с малышами, всячески поощрять и хвалить. При этом метод не приемлет принуждения,
ребенок должен делать все с радостью без принуждения. Безусловно, методика предполагает, что все члены семьи должны быть увлечены спортом и следовать правилам ЗОЖ.
Методика «Школа семи гномов»
Возраст: 0–6 лет.
Девиз: «Все лучшее — в одном флаконе».
Школа семи гномов, по сути, собрала в себе элементы многих популярных педагогических методик. Она базируется на шести китах: умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, личностное и социальное развитие. В специальных книгах, разделенных по возрастам, так или иначе затрагиваются все эти сферы развития ребенка.
Учебные пособия «Школы семи гномов» состоят из 12 книг для детей в возрасте от 0 до 6 лет. С помощью них ребенок поэтапно осваивает информацию, в том числе учится делать различные поделки, клеить и вырезать, что способствует развитию мелкой моторики.
Конечно, этот перечень не полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.
Консультацию подготовила Борячек Е.Г.
Ст.воспитатель МАДОУ «Детский сад №261№»