Skip to content

Адаптация детей с РАС к Дошкольному учреждению  проходит несколько этапов:

 

 Определение графика посещения ДОО, группы и режима нагрузок

а нагрузок осуществляет основной, ведущий специалист, который владеет технологией обучения и воспитания ребенка с РАС и будет работать с этим ребенком (психолог, дефектолог, логопед и т.п.).

Если такой специалист отсутствует в ДОО, то возможно, что его функции будет выполнять специалист, который систематически оказывает помощь ребенку вне ДОО, с обязательным условием — обсуждением особенностей ребенка и решением его проблем с педагогами ДОО и родителями.

В случае, когда в инклюзивной группе функции ведущего специалиста берет на себя воспитатель, методист либо другой специалист, не имеющий специального образования, то важно, чтобы он прошел курсы повышения квалификации в этой области.

Ведущий специалист составляет ориентировочный график посещения ребенком учреждения, группы, определяет режим нагрузок, оценивает динамику обучения и развития ребенка, исходя из его возрастных, индивидуальных особенностей и поставленных задач, осуществляет координацию деятельности специалистов, работающих с ребенком и наблюдающих за ним, а также родителей.

С предложенным графиком индивидуального посещения и нагрузок знакомятся специалисты — возможные участники образовательного процесса, в том числе музыкальный руководитель, специалист по физической культуре и т.п. Если в учреждении организуются дополнительные занятия, например посещение бассейна, ритмика, рисование и др., то в случае одобрения участия в них ребенка с РАС родителями и специалистами-медиками в общий график включается и режим посещения занятий дополнительного образования.

2. Режим нагрузок

Выбор режима в каждом индивидуальном случае может быть различным: ежедневное посещение ДОО или ограничение посещения, например три дня в неделю или с одним выходным в середине недели (среда) либо в конце (пятница). Выбор режима осуществляется после беседы с родителями, направленного наблюдения за ребенком, а также с учетом рекомендаций специалистов медицинского профиля (психиатра, психоневролога, педиатра и т.п.). Так, возможен вариант, когда ребенок ежедневно посещает дошкольную группу, но становится раздражительным, агрессивным к концу недели, у него нарастает количество стереотипных действий, поведение может стать полевым и т.п.

При таком варианте целесообразнее выделить выходной день в конце недели. Если описанные негативные проявления нарастают у ребенка к концу дня и не угасают на следующий день, то возможно коллективное решение о посещении ДОО в течение одной-двух недель через день с внимательным отслеживанием всех изменений в психофизическом развитии.

Известно, что у детей с РАС часто наблюдаются расстройство сна, отрицательные привычки (спать с соской либо с предметом-влечением и т.п.), отказ от принятия еды вместе со всеми и др., что также необходимо учитывать при организации режима дня. Так, после решения всех специалистов ребенок на начальном этапе может позавтракать дома, прийти в ДОО, когда у детей завершается завтрак, и, по желанию, вместе со всеми выпить компот, съесть бутерброд и т.п.

Если ребенок стойко отказывается от дневного сна, не следует заставлять его ложиться в кровать насильно, что может спровоцировать нежелание посещать группу и ухудшить процесс адаптации. Желательно подобрать для него интересное спокойное занятие, выполняя которое ребенок может отдохнуть (помочь разобрать мягкие блоки в физкультурном зале, полежать на матах, покатать шары, поиграть в сенсорной комнате, полежать в гамаке; возможно и проведение индивидуального занятия с психологом, логопедом или другими специалистами, которое не должно требовать от ребенка напряжения и усилий, а, наоборот, быть интересным и спокойным и т.п.).

При определении режима посещения ДОО ребенком с РАС следует учитывать, что он должен соотноситься с проведением занятий специалистами (дефектологом, логопедом, психологом и др.), имеющих важное значение для оказания комплексной психолого-педагогической помощи ребенку и проводимых в те дни, когда он находится в дошкольной группе.

3. Количество занятий

Особое значение приобретает и определение количества занятий, которые посещает ребенок с РАС в течение дня: все (как и нормально развивающиеся сверстники), одно, два и более. Например, на начальном этапе возможно проведение одного специального занятия с педагогом-дефектологом, одного — с воспитателем, а в оставшееся время разрешить ребенку свободную деятельность, так как у него отмечаются быстрая утомляемость, истощаемость, трудности подчинения требованиям взрослого.

При этом важно побуждать ребенка включаться в занятия вместе с другими детьми, но в случае отказа не настаивать, а действовать осторожно, используя особо понравившиеся ребенку игрушки и способы действия с предметами и т.п. Так, если ребенок с удовольствием вместе со всеми детьми участвует в музыкальном занятии, то по предварительной договоренности с музыкальным руководителем рекомендуется включать в такие занятия задания, решающие коррекционно-развивающие задачи.

4. Время проведения занятий

Значимым фактором успеха оказания коррекционной помощи ребенку с РАС является и время проведения занятий. Допустим, если в результате беседы с родителями и специалистами-медиками выясняется, что ребенок более восприимчив к усвоению предъявляемого материала не в ранние утренние часы, а после 11.00, то желательно, чтобы посещение индивидуальных занятий с психологом, логопедом и другими специалистами было запланировано именно на это время.

Также должно быть четко определено, сколько времени займет занятие: от 10 до 30 минут, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Например, если занятие проводится с группой детей, то, учитывая, что ребенок с РАС не может 30 минут быть внимательным и выполнять все требования взрослого, может вставать, выходить из комнаты и т.п., следует, когда его возможности к активному познанию вместе с другими детьми будут исчерпаны, предлагать заранее продуманный для него индивидуальный вид деятельности (или на самом занятии, или в другом помещении).

5. Форма проведения занятий

Необходимо определить наиболее эффективную форму проведения занятий: будут ли это групповые занятия, подгрупповые, в мини-группе (два-три ребенка) или индивидуальные. В каждом направлении коррекционной работы может быть своя форма проведения занятий. Например, ребенок может посещать занятия, проводимые воспитателем со всей группой детей (15 человек), занятия с логопедом могут проходить в подгрупповой форме, с психологом — в мини-группе, а с дефектологом и физкультурой ребенок будет заниматься индивидуально.

6. Дополнительные занятия

Важным является и определение нагрузок при посещении дополнительных занятий. Так, например, по предварительной согласованности время посещения занятий ритмикой, в бассейне и т.п. может быть сокращено либо занятие может быть начато не со всеми детьми, а позже. Однако следует учесть, что если ребенок не желает завершать занятие, его поведение не ухудшается, а общее самочувствие позволяет продолжить работу, следует дать ребенку возможность побыть со всеми детьми, внимательно отслеживая особенности в поведении.

Разработка индивидуальной программы развития (ИПР)

В ряде случаев, приходя в ДОО, родители ребенка с РАС приносят с собой уже имеющуюся ИПР. Тогда специалисты ДОО знакомятся с ней и могут реализовывать предложенное содержание работы. Когда задачи, представленные в программе, успешно решаются (либо, наоборот, их решение замедляется и вызывает трудности), программа корректируется и изменяется.Хочу такой сайт

Если в ДОО нет специалистов, которые могли бы скорректировать ИПР, то родителям дается подробная характеристика на ребенка и рекомендуется вновь обследовать его с целью разработки новой ИПР. Такая же ситуация возникает, если ребенку оказывается систематическая коррекционная помощь вне учреждения педагогом-дефектологом, который разрабатывает и корректирует индивидуальную программу, помогает специалистам ДОО в решении возникающих проблем.

Для ребенка, не имеющего ИПР, ее может разработать и специалист ДОО, если у него есть необходимые знания и опыт. Индивидуальная программа (Е.А. Стребелева, М.В. Браткова; А.В. Закрепина) содержит основные задачи и направления работы специалиста с ребенком и разрабатывается на срок от месяца и более, который определяется специалистами в зависимости от успешности реализации поставленных задач.

Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с ребенком. Содержание разделов ИПР группируется вокруг главных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал. Индивидуальная программа имеет четкую структуру и состоит из трех частей:

  • первая часть — общие рекомендации к проведению занятий с ребенком;
  • вторая часть — содержание коррекционно-педагогической работы с ребенком;
  • третья часть — рекомендации для родителей.

Следует учесть, что занятие с ребенком выстраивается комплексно. В него включаются задания из разных разделов и охватывающие все стороны психофизического развития ребенка. При этом решающее значение придается формированию у ребенка с РАС социального взаимодействия и коммуникации.

Как уже было отмечено выше, дети с расстройствами аутистического спектра имеют различный уровень адаптации, поэтому кто-то из них может прийти сразу в группу, а для некоторых детей в течение длительного времени предпочтителен режим индивидуальных занятий. При этом учитываются возможности и условия: наличие необходимых специалистов, выбор форм работы и пр.

В идеальном варианте началу групповых занятий должно предшествовать проведение индивидуальных игровых занятий, которые позволят ребенку освоиться в новых помещениях (группа, физкультурный зал и др.), привыкнуть к некоторым требованиям, установить контакт со специалистом, помогающим на этом этапе. Если такой возможности нет и ребенок практически сразу начинает посещать группу, важно, чтобы за процесс адаптации отвечал конкретный специалист, который часто взаимодействует с семьей и ребенком, имеет возможность видеть его в разных ситуациях, определять трудности и достижения в процессе адаптации.

В некоторых ДОО в период адаптации на занятиях с ребенком остается кто-то из родителей. Такой вариант может быть не очень удачным в силу разных причин (ребенок ориентирован на родителя, поэтому медленнее привыкает к специалистам; в новую ситуацию могут переноситься домашние стереотипы, от которых ребенок смог бы отказаться: например, мама кормит его, чтобы быстрее ел; часто родители пытаются активно включать ребенка в общую деятельность, тем самым осложняя процесс для специалиста, для своего ребенка, других детей и пр.), но иногда присутствие родителей — единственный способ включения дошкольника в группу, если для этого нет дополнительных ресурсов.

При выборе групповых занятий, которые посещает ребенок с РАС в рамках адаптационного периода, обычно выбираются те, которые соответствуют уровню его активности. Например, подвижный, ловкий ребенок может включиться в занятия в физкультурном зале с большим успехом, чем ребенок пассивный, имеющий исходно низкий темп собственной деятельности, которому может быть комфортнее на занятии продуктивной деятельностью или на музыкальном.

Индивидуальные коррекционно-педагогические занятия в адаптационный период можно проводить в различных частях помещения и желательно в одно и то же время. При этом в адаптационный период важна обедненная предметная среда (чтобы ребенок не отвлекался на игрушки и предметы, не используемые в задании). Особое внимание уделяется подбору материала для занятия. Для этого желательно заранее в процессе беседы с родителями выяснить, какие предметы и игрушки особо интересны ребенку, в какие игры он любит играть, и исключить (особенно на начальном этапе) задания, провоцирующие нежелательное поведение.

Анализ результатов периода адаптации

Анализ результатов адаптационного периода предполагает повторную оценку выделенных критериев специалистами, работавшими с ребенком. В случае возникновения спорных ситуаций на заключительном этапе может подключиться специалист, не работавший сданным ребенком, но обладающий достаточной компетенцией для участия в наблюдении и анализе полученных результатов.

На основании результатов контрольной оценки составляется заключение специалистов об эффективности занятий и о реализации задач адаптационного периода. Это позволяет определить эффективность адаптации, а при необходимости проанализировать причины возникших трудностей, составить рекомендации и определить задачи для следующего этапа коррекционно-развивающих занятий.

Повторный анализ результатов проводится, как правило, через один-два месяца с начала адаптационного периода (конкретный срок повторной оценки результатов определяется командой специалистов с учетом индивидуальных особенностей ребенка (выраженности нарушений, темпа деятельности, режима посещения дошкольного образовательного учреждения и др.). При необходимости специалисты могут провести оценку процесса адаптации раньше, если в состоянии ребенка отмечаются существенные изменения (как положительные, так и негативные).

В результате прохождения адаптационного периода оценивается:

  • готовность к систематическому посещению ДОО (включая групповые и индивидуальные занятия);
  • контакт со специалистами;
  • усвоение основных режимных моментов ДОО;
  • ориентировка в помещениях ДОО;
  • интерес к совместной деятельности (со специалистом, с другими детьми при поддержке специалиста);
  • определение уровня познавательного, речевого, социального и физического развития ребенка.

Результаты прохождения ребенком адаптационного периода, основные задачи и направления работы обсуждаются с его родителями.

Данные, полученные в ходе проведения изучения ребенка, позволяют всем участникам педагогического процесса создать особые условия для успешного прохождения адаптационного периода, реализовать основное содержание работы:

  • определение необходимого графика посещения ДОО и режима нагрузок;
  • разработку индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
  • включение родителей в обучающий процесс;
  • контроль прохождения адаптационного периода.

При этом необходимо учитывать: от того, как организованы первые дни пребывания в ДОО ребенка с РАС, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения, в том числе и эффективная социализация.

Источники

  1. 1. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии II Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 2.
  2. 2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕРСЭ, 2002.
  3. 3. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // Дефектология. 1997. № 4.
  4. 4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997-

О. КАРАНЕВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент, МГПУ,
Институт специального образования и комплексной реабилитации

Как нас найти

Посмотреть на карте Барнаула

МАДОУ «Детский сад № 261 «Истоки» © 2020

Адрес: 656011, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Червонная, 8;

Телефон: 36-03-90, 65-50-24 факс: 65-50-24

е-mail: madou.istoki2011@yandex.ru

    ___________

    Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных

    Сайт создан ООО «РОБО-АРТ» тел. 56-03-80

    Яндекс.Метрика