Skip to content

Развиваем навыки самообслуживания и самостоятельности

Консультация для родителей

«Развитие у дошкольников навыков самообслуживания и самостоятельности».

Что такое самообслуживание? Какими навыками самообслуживания должен владеть ребёнок-дошкольник?

Самообслуживание - это обслуживание себя своими собственными средствами, без помощи других.

Навыки самообслуживания позволяют нам самостоятельно есть, пить, одеваться, соблюдать личную гигиену.

Развитие у ребёнка навыков самообслуживания является одной из важнейших задач воспитания:

Не приучив ребёнка к самообслуживанию, родители наносят его воспитанию ущерб. Вступив в самостоятельную жизнь, он не замечает, что в его комнате грязно, может появиться в обществе в несвежей рубашке и нечищенной обуви: он по прежнему возлагает эти заботы на родителей или на жену (мужа), если она сама не воспитана в том же духе.

Взрослым часто бывает нелегко найти золотую середину в вопросах о сроках и степени овладения детьми теми или иными навыками. Они ждут от своих детей то слишком многого, то, наоборот слишком малого.

Самотоятельность- фундаментальная характеристика ребёнка трёх лет «Я сам», «Я могу». Он активно заявляет о своём желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включается в настоящие дела (мыть посуду, стирать и т.д.) Важно всячески поддерживать эту активность, создавать соответствующие безопасные условия.

К 5 годам дети сознательно и самостоятельно осуществляют следующие действия: моют руки с мылом, правильно их намыливая, до еды, после прихода с улицы, загрязнения, туалета; моют лицо; насухо вытираются полотенцем; аккуратно и красиво едят, пользуются вилкой, ложкой, салфеткой, культурно ведут себя за столом; чистят зубы два раза в день и полощут рот питьевой водой после приёма пищи; используют носовой платок; аккуратно пользуются туалетом; самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно складывают одежду; следят за своим внешним видом (одежда, прическа), могут пользоваться зеркалом и расчёской, при необходимости обращаются за помошью к взрослым; помогают другим детям, не умеющим самостоятельно и правильно одеваться. В этом возрасте самостоятельность проявляется также в выполнении отдельных поручений (уход за растениями и животными, дежурство по столовой в д/саду); организации предметной среды для самодеятельных игр; использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности.

Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Они могут уже самостоятельно и осознано выполнять многие гигиенические и закаливающие водные процедуры- правильно и своевременно мыть руки, умываться, чистить зубы, мыть ноги ежедневно перед сном, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом.

В процессе общения с детьми взрослые чаще окружающие ребёнка (родные, педагоги) становятся во всём примером для своих детей-в неукоснительном соблюдении правил личной гигиены, в поведении, культуре речи, одежде, опрятности и др.

Только в этом случае можно расчитывать на достижение положительных результатов в воспитании культурных и самообслуживающих навыков у дошкольников.

Когда вы учите ребёнка быть самостоятельным, самое трудное-не сделать за него то, что он должен сделать сам (ведь у вас получится гораздо быстрее). К примеру, если малыш пытается есть сам процесс кормления становится невероятно медленным, всё вокруг пачкается. А как трудно позволить ребёнку самому надеть носок в то время когда все домашние спешат-кто на работу, кто в школу. Некоторое время такие трудности испытывают все семьи. Занятия по формированию у ребёнка навыков, позволяющих самостоятельно одеваться, чаще чем у какие-либо другие, вызывают у взрослых известную реакцию: «самим сделать гораздо легче и быстрее». Однако всегда нужно помнить о будущем.

Как найти время для того, чтобы научить малыша самостоятельно одеваться?

Необходимо пересмотреть распорядок дня и выделить для занятий с малышом специальное время, которое меньше бы пересекалось со временем обязательных занятий других членов семьи.

Несколько общих правил:

1. Одевайте ребёнка так, чтобы ему было удобно учиться.

Одежду легче снимать и одевать,если она просторная. «Сложную» одежду, типа комбинезона, на данном этапе обучения (в начале обучения) надевать трудно. К тому же, такая одежда долго не позволяет ребёнку научиться без постороннеё помощи ходить в туалет. И наконец, одежда, которую легко снимать и надевать, просто удобна. Когда малыш научится снимать и надевать простую одежду, можно подобрать ему одежду, с которой ему интересно будет возиться. Детей привлекают такие вещи, как «молнии», «липучки» и большие пуговицы (эти аксессуары нередко можно найти на одежде для дошкольников).

2. Планируйте своё время так, чтобы хотя бы один раз в день вы могли отвлечься от других дел и поучить ребёнка одеваться.

3. Отрабатывайте навыки, связанные с умением самостоятельно одеваться во время игры.

В любой игровой (детской) комнате хорошо иметь ящик с самой разной одеждой, которую ребёнок может играя примерять. Убедитесь, что зеркало висит достаточно низко, и ребёнок может видеть как он выглядит. Кроме того, предлагайте малышу одевать и раздевать куклу. Есть игрушки, позволяющие практиковаться с самыми разными типами застёжек. Манипуляции с этими застёжками, конечно отличаются от того, как мы обращаемся с застёжками на своей одежде, однако эти занятия могут быть полезны для развития навыков мелкой моторики.

4. Обращайте внимание на навыки мелкой и общей моторики, которые необходимы ребёнку, когда он одевается.

Для того, чтобы научиться одеваться, очень важно уметь манипулировать с мелкими предметами. Важна также способность удерживать равновесие. Если вашему ребёнку не даётся умение одеваться, подумайте, не помогут ли ему дополнительные занятия по развитию мелкой и общей моторики.

5. Научитесь удерживаться от собственных действий и давать ребёнку самому сделать попытку одеться.

Давайте ребёнку понять, что вы ждёте, чтобы он «сделал первый ход»- вы ему поможете, если надо, но сначала попытаться должен он.

Закрепление навыков гигиены и самообслуживания у дошкольников происходит лучше всего в сюжетно-ролевых и дидактических играх (особенно в младшем дошкольном возрасте). Например, такие игры как: «угощаем гостей обедом», «купаем кукол и стираем бельё», «моем зайке фрукты», «поможем мишке вылечить животик», «так-не так», «правильно-неправильно» и т.д. Во время игры ребёнок использует умения и навыки, расширяет и обогащает представления об окружающем мире. Хорошо, когда ребёнку в процессе игры предлагается побыть в роли того или иного участника известных или знакомых ему событий: прогулка по городу, посещение врача, сервировка стола, приготовление пищи, поход в парикмахерскую. Понаблюдайте за ребёнком, насколько бережно и аккуратно он обращается с игрушками. В том как он обращается с используемыми предметами в игре, проявляются черты будущей личности, особенности характера. При этом важно, чтобы и вы порявляли интерес к игре, выражали своё отношение к действиям. Если взрослые во время игры с ребёнком сидят с явно скучающим видом, поглядывают на часы, выражают своё недовольство-нечего ждать увлеченности ребёнка. такая игра не доставит ему удовольствия, не принесёт никакой пользы.

Активное использование в общении с ребёнком стихотворений, пословиц, поговорок, песенок о здоровье, гигиене и культуре питания, также способствуют закреплению у дошкольника навыков самообслуживания. Необходимо проводить с детьми беседы о здоровом образе жизни: причинах болезней человека; о спорте; о витаминах и полезных продуктах; о правилах поведения за столом и т.д., и учить отражать эти знания в играх: стирать, гладить бельё, купать кукол и др.

Вывод: таким образом овладение навыками самообслуживания с дошкольного возраста очень важно, поскольку эти умения помогут ребёнку сохранять чувство собственного достоинства, быть независимым и хорошо чувствовать себя за пределами дома.

Все выше перечисленные методы развитя у дошкольников гигиенических навыков и навыков самообслуживания, являются неразрывной цепочкой, и должны применяться в совокупности, потому что, только так можно добиться результата от поставленной цели.

 

Как нас найти

Посмотреть на карте Барнаула

МАДОУ «Детский сад № 261 «Истоки» © 2020

Адрес: 656011, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Червонная, 8;

Телефон: 36-03-90, 65-50-24 факс: 65-50-24

е-mail: madou.istoki2011@yandex.ru

    ___________

    Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных

    Сайт создан ООО «РОБО-АРТ» тел. 56-03-80

    Яндекс.Метрика