Skip to content

«Особенности нервно-психологического развития детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями»

«Особенности нервно-психологического развития детей дошкольного возраста

с двигательными нарушениями»

 

Индивидуальность каждого малыша неоспорима. Но темпы развития у всех детей разные. Определенные навыки ребенок может приобретать раньше нормы, а другие – позже. При этом играет важную роль и гармоничное развитие нервно-психической сферы. Отставание в развитии заставляет родителей задуматься о методах поддержки ребенка, способах его развития.

Давайте разбираться

В данной статье обратим внимание на специфические отклонения в психическом развитии детей с двигательными нарушениями.

 

Для детей с двигательными нарушениями характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется временем,  степенью и локализацией мозгового поражения.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Для детей характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Проблемой для родителей становиться возникающие связи, так при двигательном нарушении как следствие возникают  ограничения общей деятельности и социальных контактов.  Причем, ограничение социальных контактов родители  обеспечивают сами.

Далее можно отметить следующие особенности (это важно!): первичными расстройствами при двигательных нарушениях являются моторные (все, что относиться к движению, в том числе и движение артикуляционного аппарата), а вторичными – сенсорные (зрительные, слуховые, тактильные), потому, что они непосредственно связаны с моторикой. Именно поэтому для многих детей уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Это приводит к отставанию в развитии вербального интеллекта. Таким образом, двигательные нарушения могут являться причиной общего психического недоразвития.

Отметим важные особенности, имеющие существенное значение для дальнейшего хода развития детей:

  1. поражение происходит на ранних или на самых ранних этапах развития, когда головной мозг и его проводящие пути еще очень далеки от стадии созревания;
  2. поскольку поражение происходит на ранних этапах, то и заниматься коррекцией необходимо именно на ранних этапах, обеспечивая перспективу на дальнейшую нормализацию развития ребенка.

Обратим особое внимание на симптомы, которые служат достаточным поводом, чтобы обратиться к врачу:

  • ребенок имеет судороги;
  • движения ребенка выглядят необычно неуклюжими, толчкообразными не координированными, или медленными и червообразными;
  • мышцы ребенка выглядят чрезмерно напряженными, или, наоборот расслабленными и мягкими;
  • ребенок не мигает глазами в ответ на громкий звук в возрасте одного месяца;
  • ребенок не поворачивает свою голову в направлении звука в возрасте 4 месяцев;
  • ребенок не достигает рукой за игрушкой в возрасте 4 месяцев;
  • ребенок не сидит без поддержки в возрасте 7 месяцев;
  • ребенок не говорит слов (простейших слов) в возрасте 12 месяцев;
  • ребенок имеет явную право или лево-рукость в возрасте до 12 месяцев;
  • ребенок имеет косоглазие (страбизм — один глаз направленное вглубь, или наружу);
  • ребенок не ходит, или ходит с тугой или ненормальной походкою, как например походка на пальцах.
  1. Следующая закономерность в том, что заболевание само по себе не является прогрессирующим, и, следовательно, помощь ребенку в поисках компенсаторных и по возможности полноценных путей его дальнейшего развития возможна и необходима. Как показывает опыт, чем меньше возраст ребенка, с которым начинают восстановительную работу, тем лучше его результат. Особо высокая реактивность и пластичность центральной нервной системы ребенка и активная тенденция к компенсаторной деятельности головного мозга, к проторению новых путей взамен поврежденных могут обеспечить успешность лечения и воспитания, несмотря на большие трудности в борьбе с остаточными явлениями заболевания.

Делаем дома:

Поддержка двигательного развития ребенка реализуется в наиболее важных для него видах деятельности в естественных жизненных ситуациях. Роль взрослого заключается в создании исходной комфортной и доступной для ребенка позы, оказании необходимой и достаточной ориентирующей, эмоциональной и физической поддержки, для достижения ребенком своих целей. Это может происходить в разных ситуациях в течение дня: во время приема пищи, переодевания, умывания, отправления естественных нужд, прогулки, изобразительной деятельности, конструирования, при общении, в совместной игре.

Если ребенок не может сам изменить положение тела, нужно перемещать его в течение дня и во время сна – не реже, чем каждые два часа.

В качестве пояснения, приведем примеры  позиционирования:

Положение на спине

Назначение: для отдыха.

Не использовать для еды из-за риска аспирации.

  • С помощью укладок необходимо стремиться к
  • максимальному расслаблению в этой позе.
  • Голова должна находиться по средней линии тела, чтобы скорректировать запрокидывание головы назад (можно использовать подковообразную подушку).
  • Необходимо подкладывать под колени валик или Т-образную подушку (не допускать заваливания ног в сторону или «позу лягушки»), можно использовать эластичный бинт для фиксации бедер («индийские штаны»).
  • Угол в голеностопном суставе должен быть максимально приближен к прямому. Для этого можно подложить валик под стопы. Стопы не должны разваливаться в стороны или заваливаться внутрь.
  • Для поддержки с боков, приведения рук и коррекции положения головы удобно использовать U-образную подушку, набитую гречневой шелухой.
  • Использование наклонной поверхности помогает организовать интересные события в данной позе: ребенок сможет наблюдать за окружающими, общаться и играть, а не просто смотреть в потолок. Угол наклона до 30° как правило не требует от ребенка дополнительных усилий на поддержание позы.

Положение на животе

Назначение: для отдыха.

Не рекомендуется для сна, если ребенок не может самостоятельно перевернуться;

удобна для игры, если ребенок способен поднимать голову, опираться на предплечья и пользоваться руками в этой позе (с валиком под грудью и опорой на предплечья); терапевтическая поза для тренировки опоры на предплечья и переноса веса.

  • Если ребенок отдыхает в этой позе, нужно стремиться к максимальному расслаблению: голова повернута на бок, подушка плоская, она не должна закрывать лицо и мешать дыханию.
  • При наличии сгибательных контрактур в тазобедренных суставах под таз и голени необходимо подкладывать валики соответствующей величины.
  • Если поза предназначена для игры, выведите руки ребенка вперед (локоть строго под плечевым суставом), а под грудь подложите валик или клиновидную подушку.

Пример. Мальчик Д. 1 год, со спастической тетраплегией мог самостоятельно ползать на животе по-пластунски, не сидел самостоятельно, неуверенно держал голову. Ребенка подкладывали валик под грудь и предлагали игры по принципу действие — эффект: сбить рукой пирамиду из кубиков, построенную взрослым, игру с неваляшкой, в которой достигался значительный эффект от неточного движения руки ребенка. Ребенок очень радовался своим успехам, в тоже время он дольше удерживал голову в вертикальном положении.

Если ребенку сложно поддерживать позу на животе с опорой на предплечья, ему может помочь использование наклонной поверхности, утяжелители в районе таза.

Положение на боку

Назначение: Удобная поза для отдыха. Детям с тяжелыми двигательными нарушениями можно использовать ее для игры, при этом ребенок может соединить руки по средней линии, фиксировать взгляд на предмете.

  • В этой позе очень трудно поддерживать стабильность без дополнительной опоры. Необходимо активно использовать валики и подушки, чтобы обеспечить поддержку сзади и предотвратить заваливание назад. Ребенок не должен лежать на тазобедренном суставе – это вызывает боль.

Нужно подложить подушку под согнутую верхнюю ногу, чтобы избежать заваливания вперед и предотвратить развитие подвывиха и вывиха тазобедренного сустава. Под голову необходима подушка соответствующей величины, чтобы голова и таз находились на одной линии. Верный подбор высоты подушки помогает избежать напряжения мышц шеи.

Детям с низким мышечным тонусом под верхнюю руку спереди можно тоже подложить подушку.

При выраженном разгибательном рефлексе руки можно привести к средней линии туловища с помощью широкой косынки.

Поза сидя

Назначение: активная поза, предназначена для еды, игры, общения, обучения.

Позу сидя можно организовать различными способами

  1. Ребенок младенческого возраста:
  • Ребенок лежит на спине на бедрах у родителяПри этом родитель сидит на полу или другой поверхности, плотно опираясь спиной о стену, другую опору, бедра приподняты и сдвинуты вместе. Ребенок оказывается в небольшой ямке образуемой ногами родителя. При этом руки ребенка сводятся к центру, спина округляется, ноги согнуты и разведены. Такое положение способствует снятию мышечной напряженности у ребенка со спастическими формами паралича. Также оно благоприятно для общения лицом к лицу с родителем и манипулирования предметом двумя руками.
  • Ребенок лежит на животеголова поднята, на одной линии с телом, подбородок слегка опущен, локти на уровне или слегка впереди плеч. В этом положении ребенок учится держать голову вертикально, укрепляются мышцы плечевого пояса и рук. Попытки дотянуться за игрушкой одной рукой способствуют развитию переноса веса на одну сторону и балансировки, а также контроля над изолированными движениями рук. Дополнительные точки фиксации – таз. Взрослый может слегка надавить на таз ребенка, создавая, таким образом, лучшее прилегание тела к поверхности. У некоторых детей со спастическими формами паралича есть трудности удержания головы в положении лежа на животе. Для облегчения нахождения в этом положении используют дополнительную опору в виде плотного валика, высотой не больше длины плеча ребенка, который подкладывается под его грудь.
  1. Ребенок раннего возраста и старше

— На детском стульчике подходящей высоты

  • Ноги стоят на полу. Чтобы помочь ребенку лучше опираться на ноги, можно использовать утяжелители на голени или тяжелую подушку, положенную на колени.
  • Если ребенку тяжело сидеть с прямой спиной, может помочь клиновидный блок на сиденье. Широкая часть клина может быть обращена к краю сиденья или к спинке – в зависимости от того, как нужно изменить положение таза.
  • Многим детям удобнее сидеть, если есть возможность опереться локтями на стоящий перед ними столик. Столик с вырезом позволяет опираться локтями как перед собой, так и сбоку.
  • Стопы стоят на полу, бедро немного опущено вниз.

—  Верхом на скамейке или на специальном стуле-гитаре , на вытянутых ногах взрослого.

Позади ребенка может расположиться взрослый, который ему помогает.

На выступающую часть скамейки можно опереться руками, поставить игрушки.

— Верхом на валике

Назначение: эту позу удобно использовать, если организована игра на полу и нескольким детям нужно быть на одном уровне.

  • Помогает избежать позы «W».
  • При необходимости можно приподнять задний конец валика, это поможет ребенку удерживать спину вертикально.
  • Сзади может расположиться помогающий взрослый.

В данной статье мы сделали акцент на создание развивающего ухода за детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата с прицелом создания вами условий наиболее ранней помощи ребенку. Двигательная активность для детей должна включать правильное позиционирование и посильное для ребенка участие в перемещении и уходе. Поза ребенка всегда должна быть физиологичной, то есть безопасной и стабильной; она не должна вызывать повышения мышечного тонуса и боли. Развитием движений лучше заниматься в повседневной жизни, когда есть понятная мотивация.

Регулярность таких бытовых ситуаций, как еда, одевание и умывание, облегчает обучение. И давайте расти и развиваться вместе!

Консультация подготовлена Е.Г. Борячек, психологом Консультационного центра «Полель» МАДОУ «Детский сад №261 «Истоки с использованием пособия Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Часть 3. Позиционирование : иллюстрированное пособие. / [Сост. Ю. А. Ахтямова, Ю. В. Липес] ; под ред. А. Л. Битовой. – М., 2018. – 20 с.

Как нас найти

Посмотреть на карте Барнаула

МАДОУ «Детский сад № 261 «Истоки» © 2020

Адрес: 656011, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Червонная, 8;

Телефон: 36-03-90, 65-50-24 факс: 65-50-24

е-mail: madou.istoki2011@yandex.ru

    ___________

    Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных

    Сайт создан ООО «РОБО-АРТ» тел. 56-03-80

    Яндекс.Метрика